© 2025. Все права защищены. Сайт разработан WeB-IN.TOP
КЛАССИКА В ОБРАБОТКЕ

Когда на портале REALMUSIC я увидел раздел “Классика в современной обработке”, подумал что в первую очередь в нем должны быть размещены привычные для слуха обработки музыки классических композиторов. Современные аранжировки Баха, Моцарта, Грига, Чайковского многие наверняка знают, есть среди них и очень удачные.
Повторяться в этом направлении не хотелось, да и качественное современное переосмысление классической музыки вряд ли бы получилось. И тут вспомнились знакомые с молодости и очень близкие по духу и смыслу песни бардов. Я выбрал две из них: “Былое нельзя воротить” Булата Окуджавы” и “Телегу” Александра Суханова.
Главным в подготовке новых вариантов этих песен было – подойти к бардовской классике деликатно, постараться достичь максимально близкого к оригиналам восприятия произведений. И одновременно вдохнуть в бардовскую классику новую жизнь.
Задача оказалась непростой. И помогла мне в её решении Инна Кантор (ИНЕС). На мой взгляд именно нежный женский вокал и грамотное прочтение текста подарили песне “Былое нельзя воротить” новую жизнь. В “Телеге” Вы услышите исполнение песни дуэтом. Так, на мой взгляд, новый вариант слушается гармоничнее и душевнее.
Послушать обе песни вы можете на данной странице сайта.
Судя по популярности песен на портале REALMUSIC в разделе “Классика в современной обработке” интерес к произведениям бардов не угас. В чарте популярных песен раздела “Классика в современной обработке” уже месяц песня “Былое нельзя воротить” занимает 1 место, а “Телега” 4 место. Из 1000 песен в разделе.
В дальнейшем планируется подготовка нового варианта песни Александра Суханова “Старая фотография”. Красивая песня, к сожалению, почти позабытая даже самим автором. Много лет назад на выступлении Суханова в Политехническом музее я попросил его исполнить эту песню. К моему удивлению, он даже не сразу ее вспомнил.
Размышления о музыке:
В песне музыка и текст действуют скорее как антагонисты, нежели как друзья. Чем вольготнее в песне одному, тем более зажато и неуютно чувствует себя другой. Найти золотую середину очень непросто.
Текст и музыка как враги-любовники должны сделать шаг навстречу друг другу, чем-то пожертвовать ради гармоничности произведения.
Закон сохранения здесь суров, как в семейной жизни: чем свободнее одна из сторон, тем скованнее другая. У каждого автора музыкальных произведений стоит непростая задача – найти баланс, позволяющий дать простор мелодии и ясность слову. Насколько это получается у автора – судить слушателям.
КЛАССИКА В ОБРАБОТКЕ
Былое нельзя воротить
Былое нельзя воротить — и печалиться не о чем
У каждой эпохи свои подрастают леса.
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
Поужинать в «Яр”заскочить хоть на четверть часа.
Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью:
Машины нас ждут и ракеты уносят нас вдаль.
А всё-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
Хотя б одного, и не будет отныне, — а жаль.
Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,
Разумный свой век, многоопытный век свой любя.
А всё-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему,
И мы до сих пор всё холопами числим себя.
Былое нельзя воротить… Выхожу я на улицу
И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
Извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается…
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдет!
Телега
Ах, телега ты моя,
Вдребезги разбитая.
Ты куда везёшь меня,
Всеми позабытая?
Мой коняга так устал
Дальняя дорога.
Колокольчик зазвучал,
Переливом трогая.
Диги-диги-дон, дон-дон-диги-дон,
Дон-дон-дон-диги-дон-дон-дон.
Диги-диги-дон, дон-дон-диги-дон,
Дон-дон-дон-диги -дон.
Но ненастье подошло
Так же незаметно.
Листья в небо унесло
Налетевшим ветром.
Солнце спряталось у скал.
Мокрая дорога…
Колокольчик всё звучал,
Переливом трогая.
Ночь прошла, встает рассвет,
Будто путь недлинный.
И звучит его сонет
Музыкой старинной.
Рысью конь мой поскакал.
Светлая дорога.
Колокольчик всё звучал,
Переливом трогая.
Поэзия и музыка
Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкально-поэтического искусства. Музыкальность поэзии связана с передачей её внутренней сущности мира и особенностей окружающей нас среды. Поэтому и лирика сильного поэта часто является отражением самой ближайшей действительности через своеобразные «звукообразы», а, по сути – через бытующие интонации эпохи.Вероятно, поэзия, музыка и душа поэта связаны воедино, и такое единение может вдохновлять на создание интересных поэтических образов. Известно, что песня – самый доходчивый способ передать глубину поэзии.Стихи и музыку многое объединяет. Музыкальное понятие метра (размера), то есть равномерное чередование сильных и слабых долей времени в музыке, близко к значению того же слова в поэзии. Ударения в стихотворной речи располагаются в определённом порядке, в определённом сочетании, и это тоже называется метром или размером. Но самое важное объединительное начало – душа.Стихи и звуки музыки – это звуки самой природы. Восемнадцатилетний Александр Блок, поэзия которого наполнена музыкой, эмоционально привел в одном из стихотворений свое понимание многообразной звуковой картины мира:«В ночи, когда уснет тревога,И город скроется во мгле – О, сколько музыки у бога!Какие звуки на земле!»Когда поэзия достигает наивысшей красоты, она приближается к музыке. И, наоборот, под воздействием музыки могут быть созданы сильнейшие поэтические произведения. Источник : https://iskusstvo-zvuka.livejournal.com/38975.html



